Наши публикации
Главная      Детская психология     Когда нужна помощь детского психолога

Когда нужна помощь детского психолога

Помощь ребёнку

Для современных родителей и детей визит к детскому психологу становится постепенно таким же общепризнанным и распространенным, как и посещение педиатра.

Зачем обращаться к детскому психологу

1. Беспокойство родителей – первая причина для обращения к специалисту.

Время от времени у родителей возникают сложности и проблемы во взаимоотношениях с детьми, в понимании причин поведения детей и смысла собственных действий и поступков по отношению к детям. Когда уходят сомнения и чрезмерное беспокойство, крепнет вера в собственные силы и своего ребенка. Почему, казалось бы, вдруг не с того не сего, ребенок стал злым и жестоким, капризным и раздражительным, замкнутым и обидчивым.

Маленькие дети также часто вызывают тревогу у родителей. Все у нашего ребенка в порядке? Не отстает ли ребенок в развитии? Правильно мы его воспитываем? Когда отдавать в детский сад? Если Вы ищите ответы на эти и другие вопросы, этого уже достаточно, чтобы прийти к детскому психологу. На консультации психолог помогает Вам найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями детского развития, поведения и воспитания. Вы получаете поддержку в трудное для вас с ребенком время — кризис 1- года жизни ребенка и кризис 3-х лет. Порой взрослые тревожатся, переживают и нередко «видят» проблему там, где ее нет. В таких случаях консультация детского психолога дает возможность успокоиться и перестроиться на позитивный лад.

2. Желание со всем этим разобраться – еще один повод для визита к детскому психологу, который помогает родителям понять, что же на самом деле происходит и почему.

Нередко взрослому трудно понять своего ребенка потому, что опыт его собственного детства был не вполне удачным. И так же как его раньше не слышали и не понимали родители, так и он сейчас не слышит и не может понять своего ребенка. Детский психолог помогает родителям понять, что своим поведением ребёнок пытается им сказать.

Ребенок не всегда может выразить словами свое внутренне психологическое неблагополучие, ощущение грусти, подавленности, беспомощности, одиночества, отчаяния.

Сигналами этого неблагополучия и являются изменения в поведении ребенка. Если поведение вашего ребенка вызывает у Вас растерянность, непонимание, и Вы не знаете, как правильно реагировать и поступать, чтобы изменить нежелательное поведение, обратитесь к специалисту.

3. Необходимость в помощи, как самому ребенку, так и родителям — третья причина, почему стоит посетить детского психолога.

Эта необходимость возникает тогда, когда родители серьезно обеспокоены особенностями характера или поведения ребенка; когда родители чувствуют, что самостоятельно не справляются с ребенком или со сложившейся ситуацией; когда родители понимают, что в первую очередь страдают сами дети.

Признаки психологического неблагополучия у детей, требующие помощи детского психолога:

  • Нежелание ходить в детский сад;
  • Капризы, истерики;
  • Агрессивное и неуправляемое поведение;
  • Страхи;
  • Тик, энурез, заикание, навязчивые движения, энкопрез;
  • Трудности в общении с другими детьми – братьями и сестрами, сверстниками;
  • Чрезмерная тревога, замкнутость, плаксивость, неуверенность;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • Воровство, ложь;
  • Трудности в усвоении школьной программы;
  • Отсутствие интереса к учебе;
  • Быстрая утомляемость, нарушение сна, частые головные боли и недомогания;
  • Школьные страхи (боязнь отвечать у доски или получить плохую оценку);
  • Фобии;
  • Отказ от посещения школы или уроков по отдельным предметам;
  • Низкая самооценка;
  • Трудности в отношениях с учителями и родителями;
  • Подростковый возраст.

4. Кризисная ситуация в семье — четвёртая причина.

В особой помощи нуждаются дети, оказавшиеся в кризисной ситуации и переживающие стресс, связанный с разводом родителей, потерей или болезнью близких и другими психотравмирующими событиями. Кризисной ситуацией для ребенка может стать появление новорожденного в семье, переезд на новое место жительства, смена группы или класса, неприятие сверстниками, госпитализация. В подобных случаях дети утрачивают чувство защищенности и собственной ценности (значимости) и остро реагируют на эту утрату. Своевременная психологическая помощь возвращает ребенку чувство собственной защищенности, ощущение признанности и состоятельности, в которых он так нуждается.

5. Поступление ребенка в детский сад и школу — последняя, пятая причина для посещения детского психолога.

В некоторых случаях это может оказаться настоящим испытанием для ребенка, к которому следует основательно готовиться, чтобы предотвратить отрицательные последствия в будущем.

Что происходит у детского психолога

Все начинается с первичной консультации, в которой обычно участвуют родители или один из родителей и ребенок. Иногда на первую встречу с детским психологом приходят только родители, когда присутствие ребенка нежелательно или необязательно. На консультации родители подробно рассказывают о том, что их беспокоит, что они хотели бы получить в результате. Затем психолог отдельно беседует с ребенком и предлагает наиболее эффективную для ребенка помощь, с учетом его возраста, особенностей и возможностей. В одних случаях достаточно несколько консультаций для разрешения конкретной проблемы, в других — потребуется большее количество встреч. Консультации с ребенком проводятся один или два раза в неделю. В дальнейшем психолог периодически приглашает родителей на консультацию, чтобы обсудить возникающие изменения в поведении ребенка и текущие проблемы. Это помогает родителям адаптироваться к изменениям, происходящим с ребенком в ходе психологической работы. Ребенок не может поведать о своих проблемах и чувствах так же как взрослый с помощью слов. Чаще всего он даже не догадывается о том, что испытывает гнев, страх или обиду. Не знают об этом и родители. Но через рисунок, игру ребенок может выразить свои чувства, переживания. Поэтому психолог вместе с ребенком играет, рисует, лепит, рассказывает сказки. Но не только. Наблюдая, детский психолог старается понять, что хочет сообщить ребенок, и переводит эти послания на язык, понятный ребенку и его родителям.Только зная, что происходит во внутреннем мире ребенка, общаясь с ребенком на его языке, психолог может помочь.