Малоохтинский проспектРоссия, Санкт-Петербург-------
logo

Воспитание — это разговор. О книге Андрея Максимова

Книга Максимова

«Есть хорошие подарки, есть плохие, а есть …книга»
Лейбниц

Недавно, совсем случайно, мне попалась в руки книга Андрея Максимова «Как не стать врагом своему ребенку». Хотя, пожалуй, не случайно. Где-то я слышала о ней и когда моя подруга обратилась ко мне с вопросом: «Что бы подарить имениннице – маме двухлетнего сынишки?» — я посоветовала купить эту книгу. Потом мне самой стало интересно и захотелось понять, о чем она и чем отличается от множества популярных книг о воспитании детей. Я ее прочла и еще долго пребывала во власти двух «у» — удовольствия и удивления. Книга написана в жанре «высказывания», по определению автора, что неизбежно приводит читателя к непростому разговору с автором и с самим собой, как Родителем. На первый взгляд, ничего нового. Уж сколько написано, сказано о безусловной любви, уважении и понимании, столь необходимых при воспитании. Вот и Максимов часто цитирует своих любимых великих учителей: Януша Корчака, Симона Соловейчика, Эрика Берна, Абрахама Маслоу. Разделяя с ними определенное мировоззрение, взгляд на природу и законы воспитания, Максимов пытается понять отношение мира и общества к детству и предлагает свою философию детства, где главный постулат звучит так: «ребенок – это самостоятельный человек. Не наше продолжение. Не довесок к нам. Не инопланетянин, с которым надо строить неясные для земной жизни отношения. Но – человек, с которым надо общаться ровно так, как мы общаемся с другими людьми». Человеческое общение лежит в основе воспитания. Согласитесь, не совсем привычный взгляд на воспитание. Чаще ребенок воспринимается как объект для воспитания: дети должны учиться у взрослых, а взрослые в свою очередь должны учить детей, передавать (скорее навязывать) собственный жизненный опыт. При этом считается, что у детей нет своего опыта, и даже если есть — он наивен, не заслуживает уважения, поскольку не пригоден для взрослой жизни. В отношении детей взрослые как-то забывают о главном универсальном принципе человеческого общения: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе — самостоятельному, отдельному человеку. Ребенок — не недочеловек, который еще должен заслужить у взрослых права на то, чтобы к нему относились как к личности. Он уже рождается человеком, самостоятельной личностью, достойной уважения с первых минут своей жизни. «Только при условии, что мы сможем уважать своего ребенка, видеть в нем личность и таким образом заслужим его уважение, — мы не станем с ним врагами». Неуважение к детям проявляется в наших поступках, но чаще всего в словах, в том, как мы общаемся со своим ребенком. Чтобы увидеть, как мы с ним общаемся, надо поговорить и подумать вместе с Андреем Максимовым в его книге. Своеобразное зеркало этого разговора – замечательные притчи и сказки, которые позволяют заглянуть туда вместе с ребенком. На самом деле детям интересно знать, как советуют их воспитывать, убежден автор. Иначе, зачем бы он поставил подзаголовком «Книга для родителей и детей, которые хотят быть вместе».
А книгу эту я потом купила для себя. Беру в руки – все те же удовольствие и удивление от прочитанного и увиденного (спасибо иллюстратору Светлане Маликовой), а главное — от общения с автором. Это – больше, чем книга, потому что ее не читаешь, а проживаешь. Она наполнена силой, способной вызвать у читателя чувства и изменить жизнь с детьми к лучшему.

Автор:

аналитический психолог, арт-терапевт, детский психолог