Наши публикации
Главная      Детская психология     Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

Готовность к школе

Наши дети растут быстро. Казалось бы, совсем недавно еще был малышом, а уже пора в школу. В жизни каждого ребенка – это новый важный и трудный этап, от которого во многом зависит будущее. Готов ли он к серьезным переменам и трудностям? Когда начинать готовить к школе? Кто и как должен это делать? Такие вопросы часто задают мне родители, чьим детям вскоре предстоит стать первоклассниками. Ответы – в этой статье.

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь

Многие из нас еще помнят время, когда все было просто: исполнилось ребенку 7 лет – пора в школу. И мало кто задумывался: а готов ли он к школе. Родители беспокоились в основном о том, знает ли ребенок буквы и числа перед поступлением в первый класс, да чтобы здоровеньким был – это главное, а все остальное приложится. Как оказалось, нет. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что именно от того как ребенок подготовлен к школе, зависит как пройдут его первые школьные годы, насколько он будет успешен в учебе и сможет развить свои способности и реализовать собственный потенциал. С точки зрения педиатра подготовка ребенка к школе заключается в оздоровлении, осмотре врачей-специалистов и приобщении к здоровому образу жизни. С точки зрения педагога ребенка надо подготовить к той программе, по которой он будет учиться; заранее познакомить с будущими одноклассниками и учителем. А что такое психологическая готовность к школе? Давайте представим портрет первоклассника психологически готового к школе.

Готов: психологический портрет первоклассника

Он ждет с нетерпением день, когда пойдет в школу. Выражает свое желание учиться, узнавать новое. Любознателен, имеет широкий кругозор. Хочет, чтобы его считали взрослым, а не маленьким ребенком. У него хорошая память, развитое мышление, внимание и воображение. Может долго заниматься одним делом так, как это предстоит ему на уроке. Может сосредоточиться и выполнить задание, даже если оно не интересное, то есть может управлять своим поведением и действовать по правилу. Имеет хороший уровень речевого развития. Понимает, может рассказать и пересказать историю. Может самостоятельно работать, не требуя постоянного внимания и поощрения со стороны взрослых, ведь учитель один на всей класс. Концентрирует усилия на решение задач, потому что и родители, и учителя будут ждать от него результата. Способен включаться в совместную работу, то есть уметь подчиняться общим правилам группы и сотрудничать с другими. Принимает требования взрослых. Умеет выражать свои потребности, желания и эмоции словами. Имеет опыт общения с детьми и взрослыми, который позволяет выстраивать адекватные отношения со сверстниками и учителями. Проявляет инициативность, активность, самостоятельность. Обладает достаточной работоспособностью и выносливостью для того, чтобы справиться со стрессом.
Все необходимые для обучения качества, знания, умения и навыки приобретаются и накапливаются по мере развития психики ребенка. Обычно примерно в семилетнем возрасте у ребенка происходит качественный скачок психического развития, и психика перестраивается для решения новых задач следующего этапа — социализации.

Это как перезагрузка компьютера. В некотором смысле вся предыдущая дошкольная жизнь есть подготовка к школе. Иногда эта подготовка проходит не вполне гладко и благополучно по самым разным причинам. И тогда нужна помощь.

Чем может помочь детский психолог

Моя длительная практика подтверждает, что многим детям удалось бы избежать школьных проблем, последствий стресса и связанных с ними тяжелых переживаний, если бы родители заранее узнали о степени подготовленности своих детей школе.

В последние время родители намного чаще обращаются ко мне, чтобы получить информацию о том, насколько хорошо их ребенок подготовлен к школе вообще и к обучению в школе различного уровня сложности. Это помогает родителям выбрать тот или иной тип школы.
На консультации я определяю психологическую готовность ребенка к школе. Это происходит не в ситуации жесткого тестирования, а в рамках своеобразной игры, беседы, наблюдения, разнообразных интересных заданий, которые позволяют объективно определить уровень развития интеллекта, школьной мотивации, навыков общения, особенностей характера и других важных аспектов школьной готовности.
Я подробно знакомлю родителей с результатами диагностики. Родители получают индивидуальные рекомендации по развитию и коррекции.
В некоторых случаях ребенку просто необходимы занятия с психологом для того, чтобы приобрести или развить необходимые для обучения в первом классе навыки, умения и качества. Я провожу такие занятия – индивидуально и в малой группе.
Для меня очень важно, что происходит в душе ребенка, каков его внутренний мир — фантазии, желания, чувства, переживания, сомнения и опасения. Поэтому на своих занятиях по подготовке школе я использую привычные для детей способы общения через игру, рисунок, творчество.

Обращение к родителям

Уважаемы родители! У вас перед школой много дел, забот и волнений за ребенка. Помните, что готовность ребенка к школе определяется не только и не столько его возрастом и умением читать-писать, а насколько он психологически готов к обучению к школе.
Посетите перед школой психолога. Он объективно оценит готовность вашего ребёнка к школе. Это поможет узнать сильные стороны вашего ребенка, его «слабое звено» и разработать дальнейший стратегический план действий.
Сейчас ваша главная задача – помочь ребенку плавно перейти из дошкольной жизни в новую школьную жизнь.