Малоохтинский проспектРоссия, Санкт-Петербург-------
logo

Как помочь гиперактивному ребёнку

Гиперактивность детей

«Ты знаешь, Сэм, — говорил Билл,- я всегда был готов за тебя в огонь и воду, не моргнул глазом во время землетрясения, игры в покер, динамитных взрывов, полицейских облав, нападений на поезда и циклонов.  Я никогда ничего не боялся, пока мы не украли эту двуногую ракету.  Он меня доконал. Ты ведь не оставишь меня с ним надолго, Сэм?»
О. Генри «Вождь краснокожих»

Эта статья адресована родителям гиперактивных детей. Основные идеи:
Чтобы помочь гиперактивному ребенку, родителям необходимо понять его особенности.
Проявления гиперактивности – повод для обращения к специалистам.
Гиперактивный ребенок нуждается в лечении, а его родители – в обучении навыкам, позволяющим изменить поведение ребенка, и психологической поддержке.

Гиперактивный ребенок. Жизнь наперегонки

«Он у нас гиперактивный» — часто говорят родители о своем ребенке на приеме у детского психолога, подразумевая не в меру активного и живого — слишком шустрого и резвого на их взгляд ребенка, а также легковозбудимого, агрессивного, упрямого, непослушного и избалованного. Бывает и обратное: не используя термин гиперактивность, родители рассказывают о неугомонности, непоседливости, неуемной энергии, несдержанности, «неукротимом темпераменте» и неуправляемом поведении ребенка, сравнивая его с торнадо и вспоминая Вождя Краснокожих из известного рассказа О.Генри. Почему он не такой, как все? Почему он всегда перебивает и отвечает невпопад? Почему он вечно все теряет и разбрасывает? Почему на него постоянно жалуются другие дети, учителя и воспитатели? Почему никакие ужесточение правил и обычные воспитательные приемы не помогают? Почему с ним так трудно? И вообще, как жить?
Гиперактивность не сводится просто к сверподвижности. Не смотря на то, что гиперактивные дети всегда находятся в движении, не сидят на месте, постоянно крутятся и вертятся, как на иголках, стремятся поучаствовать во всех делах (в каждой бочке затычка), они не в состоянии регулировать свою двигательную активность в зависимости от ситуации. Например, сидеть неподвижно и тихо в классе, согласно правилам – эта ситуация требует двигательного торможения, но ребенок не может затормозиться, он расторможен. Неспроста гиперактивные мальчики любят изображать на своих рисунках всевозможные виды транспорта и связанные с ними крушения, аварии: они сами напоминают гоночный автомобиль со слабыми тормозами. При кажущейся внешне неисчерпаемой активности и высоких скоростях такие дети мало что доводят до конца и редко добиваются результатов, поскольку двигательная расторможенность сочетается с пониженным вниманием и импульсивностью. В целом их поведение воспринимается как непоследовательное, безрассудное и дезорганизованное, а поступки кажутся загадочными, противоречивыми и злонамеренными.

В действительности же, гиперактивный ребенок – не злобный демон. Он не властен над своим поведением, а наоборот сам находится во власти хаоса, неосознанных влечений, противоречивых желаний, страха, тревоги, агрессии. Вовлеченный в хаос, он как щепка в бурной реке, куда подхватит его поток, туда он и поплывет.

Гиперактивность у ребенка является своеобразной попыткой справиться с хаосом, он бежит, чтобы убежать от разбушевавшейся стихии, как спасаются бегством от пожара. Попробуйте представить такую жизнь — наперегонки.

Лечить или воспитывать

Жизнь гиперактивного ребенка – это один сплошной стресс. Его отвергают сверстники, у него возникают трудности в обучении, его не понимают взрослые, да и сам он не понимает, что творится у него в душе. Не меньший стресс испытывают родители гиперактивного ребенка. Они находятся в постоянном напряжении, сгорают от стыда за «свое чадо», вынуждены оправдываться, винят и жалеют себя, чувствуют себя несостоятельными, опустошенными, отчаявшимися и бессильными изменить и исправить поведение ребенка. Практика показывает, что большинство родителей, обращаясь за помощью к психологу, тщетно надеется отыскать такую кнопку, нажатием на которую можно будет правильно воспитывать и контролировать поведение ребенка, и уж совсем не готовы к тому, чтобы услышать, что их ребенок болен. Стало быть, его надо лечить. Всерьез признать состояние гиперактивного ребенка болезненным не просто – мешают стереотипы. Один из них связан с привычным образом больного, беспомощно прикованного к постели, вялого и пассивного. Другой стереотип защищает сознание от вторжения диагноза, имеющего отношение к ненормальности, психическому расстройству.

До тех пор, пока эти стереотипы будут прочно сидеть где-то в глубине сознания, родители будут предъявлять к ребенку требования, как к здоровому и все их усилия помочь ребенку не приведут к желаемому результату, а лишь подольют масло в огонь.

Гиперактивным детям обычно ставят диагноз минимальная мозговая дисфункция (ММД), как последствие незначительного органического поражения мозга ребенка в утробе матери, во время родов или после рождения. При этом происходит задержка формирования биоритмологической организации головного мозга. Являясь устойчивым патологическим состоянием, гиперактивность в то же время служит своеобразным защитным механизмом, который поддерживает определенное функциональное взаимодействие между структурами мозга и обеспечивает его дальнейшее нормальное развитие. Лечение позволяет устранить заболевание и компенсировать проявления гиперактивности.
Итак, лечить – другого выхода нет. И здесь родителям предстоит одолеть еще один стереотип, потому что лечение гиперактивности не сводится только к приему «чудодейственных» таблеток, а требует участия врачей (неврологов, психофизиологов, остеопатов) и психологов, а также самих родителей. Работы много, хватит на всех, но лишь совместными усилиями можно помочь гиперактивному ребенку упорядочить хаос и предостеречь от поражения в жизни.

«Пусть сапоги шьет сапожник, а пирожные печет пирожник»

В начале лечения ребенка родители особенно нуждаются в психологической поддержке и как это ни странно на первый взгляд — обучении. Родителям необходимо научиться по-новому общаться с ребенком и корректировать его негативное или нежелательное поведение. Мой опыт консультирования и проведения тренингов для родителей гиперактивных детей показывает, что у родителей, прошедших обучение в тренинге, улучшается самочувствие, растет уверенность в своих воспитательных навыках; они начинают лучше понимать своего ребенка и замечать его сильные стороны. Но главное, как отмечают родители, что на тренинге у них есть возможность попрактиковаться (потренироваться) в новых приемах, научиться использовать конкретные способы для изменения поведения ребенка и создать новые отношения с ребенком. Родители, пожелавшие и сумевшие изменить свое поведение по отношению к гиперактивному ребенку, обязательно отмечают улучшение поведения самого ребенка. И это не удивительно: ведь они, как спасатели- пожарники, знают, как укротить огонь и локализовать пожар.
Между родителями гиперактивного ребенка часто возникают конфликты по поводу воспитания, непонимание и отчуждение, которые отражаются на отношениях с самим ребенком и с другими членами семьи. Так нередко братья и сестры гиперактивного ребенка чувствуют себя обделенными родительским вниманием, заброшенными и обиженными. Поэтому иногда все члены семьи могут нуждаться в психологической помощи и консультирование помогает семье приобрести необходимые навыки взаимодействия с гиперактивным ребенком и более эффективные способы общения между собой.

Жизнь для гиперактивного ребенка может оказаться тяжким испытанием. Постоянные неудачи не позволяют сохранить чувства собственной значимости и уверенности в своих силах, а частые наказания и обвинения приводят к тому, что ребенок считает себя ненормальным, глупым, неудачником; у него мало друзей и много проблем, решить которые он сам не в силах.

Автор:

аналитический психолог, арт-терапевт, детский психолог