Малоохтинский проспектРоссия, Санкт-Петербург-------
logo

Немного о песочной терапии

Песочная терапия

Песочная терапия на сегодняшний день – один из самых безопасных, мягких и экологичных методов краткосрочной психотерапии. Как метод психотерапии она существует только в рамках аналитической психологии Юнга и поэтому ее правильнее называть юнгианской песочной психотерапией или Sandplay – как принято во всем мире. Что происходит на сеансах песочной терапии, кому она необходима и каким образом помогает — обо всем этом в статье.

Что такое песочная терапия

Своим происхождением песочная терапия во многом обязана детям, которые впервые в кабинете английского детского психотерапевта Маргарет Ловенфельд играя, строили в песочнице с помощью песка, воды и небольших игрушек композиции, называемые самими детьми «Мой мир». Этот новый вид игры послужил основой для «Техники Мира» М. Лофенфельд. В конце 50-х годов прошлого столетия другой детский психотерапевт Дора Калфф, швейцарский юнгианский аналитик, заинтересовавшись этим подходом, соединила опыт Ловенфельд с юнгианским направлением в психотерапии. Д. Калфф назвала свою технику Sandplay и стала использовать ее в работе не только с детьми, но и взрослыми.

Как это происходит

«Sandplay» в переводе с английского означает игра в песок, так что само отражает суть метода. Во время игры взрослый или ребенок выбирает по своему усмотрению миниатюрные фигурки и расставляет их в подносе с сухим или влажным песком, создавая композицию. Миниатюрные фигурки и предметы, предлагаемые для игры, символизируют различные стороны человеческой жизни, начиная от людей, животных, растений, бытовых атрибутов и заканчивая персонажами сказок, мифов и духовными символами. По окончании работы, автор композиции может что-то рассказать о своем творении или оставить его в тишине – также по своему усмотрению. Песочная картина не разбирается, и построенный мир продолжает существовать некоторое время не только в душе своего создателя, но и реально, в материальном воплощении.
Все то, что еще совсем недавно было невидимым — трудности, переживания, тревоги, надежды, конфликты, сокровенные чувства и мысли — становится видимым в подносе и доступным для рассмотрения самим создателем и психологом. Уже одного этого зачастую достаточно для облегчения и примирения.
Так, «освещенные» работой с песком, испаряются детские страхи и привидения, а агрессивные и другие разрушительные чувства как будто уходят в песок.

Эффективность песочной терапии связана с тем, что она помогает выразить переживания, прожить чувства, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор. Как заметил Юнг «часто руки знают, как решить загадку, против которой интеллект бессилен».

Один образ или символ в песочнице иногда может выразить больше, чем сотня слов и открыть путь к тому неизвестному, неосознаваемому, что зачастую определяет поступки и переживания, тем самым, придавая новый смысл происходящему в жизни. Песочная терапия – один из способов установить доступ к глубоким уровням психики, где в бессознательном, дремлют силы для исцеления и развития. Они проявляются при определенных условиях и отношениях, создаваемых психологом. Психолог обеспечивает свободу для фантазирования и одновременно защищенность – и тогда душа начинает говорить на своем языке символов, понятном детям и забытым на время взрослыми. Игра с песком, как карта путешественника, для каждого прокладывает маршрут именно туда, куда он и должен идти, а психолог лишь поддерживает его в этом путешествии.

Кому нужна песочная терапия

Метод песочной терапии подходит прежде всего людям, чья жизнь переполнена негативными эмоциями и травматическими переживаниями. Это могут быть дети и взрослые, пережившие насилие физическое, сексуальное, эмоциональное насилие или такие травматические события как война, стихийные бедствия, катастрофы. Недаром этот метод включен в арсенал кризисной психологической помощи МЧС России.
Также подходит детям, испытывающим стресс и оказавшимся в трудной жизненной ситуации: развод родителей, переезд, болезнь или смерть близкого, адаптация к школе, детскому саду, конфликты со взрослыми и сверстниками. При посттравматических расстройствах, невротических проявлениях (тики, энурез, заикание) и психосоматических нарушениях, в таких случаях, как возрастные кризисы (3 года, 7 лет, подростковый возраст), нарушения поведения (агрессивность, пассивность), страхи, излишнее беспокойство, смена настроения, неуверенность, сложности в общении и отношениях с другими людьми.
Взрослым порою трудно преодолеть представление об игре в песке, как о детской забаве, не достойной внимания. В наше время высоко ценится интеллект или сознание, которое, кстати, есть еще не вся психика. Многим взрослым даже некогда задуматься о том, что большинство их трудностей и страданий происходят от того, что они не знают самих себя, истинных, глубинных потребностей, желаний, возможностей их реализации и чувств — не слышат голоса своей души, не хотят или боятся. Цена такого неведения – отчаяние, депрессия, невроз, бессмысленность существования, недовольство собой и близкими, зависимости всех мастей, невозможность построить близкие отношения. А ведь достаточно, казалось бы, простого, желания встретиться с самим собой – и внутренние противоречия, проблемные ситуации разрешатся и найдется достойный выход из конфликта, стресса или из очередного жизненного кризиса. Современная практика юнгианской песочной терапии обнаруживает сходство с философией дзен: реализация потенциалов человека предполагает путь к себе и в конце концов самые важные ответы приходят только изнутри. Никто не может изменить никого, но каждый может изменить себя, а через себя — и мир.

Автор:

аналитический психолог, арт-терапевт, детский психолог