Психоанализ — это один из методов психотерапии, который был разработан австрийским врачом неврологом Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939). Выслушивая пациентов, З. Фрейд предположил, что причинами их душевных страданий являются неосознаваемые переживания, и причина их заболеваний имеет психический характер. Фрейд стал не просто выслушивать своих пациентов, он стал поощрять их говорить о своих мыслях, убеждениях, сновидениях, фантазиях, участвуя вместе с пациентом в исследовании его внутреннего мира. Такое скрупулезное, тактичное и бережное исследование постепенно стало приносить свои плоды – открывая эти переживания, пациенту становилось понятной причина и природа его страданий. И такое осознавание приносило облегчение, помогало избавиться от страдания и соматических симптомов. Это позволило З.Фрейду предложить новое понимание человеческой психики и ее влияния на поведение и здоровье.За почти полувековой период своей активной научной деятельности и клинической практики, З.Фрейд создал первую развёрнутую теорию личности; обширную систему клинических наблюдений; оригинальный метод лечения невротических расстройств; метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами.
Современный психоанализ — это не застывшая, раз созданная классическая теория и терапия, а результат непрерывного развития, исследования и переосмысления теории и методов терапии, адаптация её к реалиям современности. Сегодня психоанализ — это не только и не столько концепции, разработанные Фрейдом. За почти столетнее существование психоанализа появились новые персоны, раздвинувшие границы классического психоанализа, давшие начало новым воззрениям на методы и подходы к исследованию психических процессов, новым течениям, направлениям и школам психоанализа: Р. Столороу, А. Фрейд, М. Кляйн, Ульрих Р. Бион, Х. Кохут, Гарри С. Салливан, Ж. Лакан, Дональд В. Винникотт и многие другие. В результате выстроилась разветвлённая система различных психоаналитических воззрений на методы терапии, подходов и направлений.
В каких бы направлениях не шло дальнейшее развитие психоанализа, его главная цель остается неизменной — дать возможность человеку сделать свою жизнь свободнее от внутренних и внешних конфликтов, любить и жить интересно.
З.Фрейд заложил фундамент психоанализа. Его основополагающие положения составляют ствол психоанализа, на котором появляются ростки — новые методы, направления и подходы. Разработанные З.Фрейдом фундаментальные положения и делают психоанализ уникальным.
Мы привыкли думать, что наша психика — это сознание, разум и что волевыми усилиями мы можем контролировать и управлять своим душевным состоянием, своим поведением. Но это не совсем так.
Сознательные процессы, то есть наше рациональное мышление, восприятие себя и внешнего мира, чувства, которые мы ощущаем, составляют лишь небольшую область нашей психической жизни, а большая её часть является недоступной для нашего сознания, бессознательной.
Если в стакан, наполненный водой, капнуть каплю масла, то поверхность воды покроется тонкой пленкой. Образно говоря, этот стакан с водой – наша психика, весь наш психический аппарат и только эта тонкая масляная пленка – наше сознание, то есть, то, что мы осознаем, можем наблюдать, то, что действует по законам логики. Вся вода под пленкой – это то, что нами не осознается, то, что в обычных условиях недоступно самонаблюдению, иррационально и алогично. Здесь, в этой неосознаваемой (бессознательной) части психики накапливаются первичные инстинктивные влечения, представляющие собой влечения к жизни и деструктивные влечения; механизмы защиты, с помощью которых психика справляется с сильными чувствами, эмоциями и состояниями; представления; неосознаваемые фантазии; «забытые» события, а также мысли и представления, которые воспринимались нами как опасными или постыдными, поэтому были вытеснены из сознания; стереотипы поведения, фантазии и мечты, начиная с младенчества; именно здесь как бы встречаются и сплетаются наше тело и психика (когда болит душа, а «говорит» о боли сердце, позвоночник или другие органы). Примерами этого вытесненного материала могут быть травматические события детства, враждебные чувства к сиблингу, как конкуренту в любви матери, или злость на родителей и т.п.
Бессознательное — это, как бы другая, недоступная нам часть нас самих, которой тоже принадлежат мысли, влечения, представления, желания и аффекты.
Здесь действует «принцип удовольствия», суть которого состоит в том, чтобы избежать неудовольствия, дав выход накопившемуся напряжению путём разрядки. Это стремление избавиться от напряжения всегда активно, всегда «ищет» пути как «заставить нас действовать», чтобы избежать неудовольствия и наше сознательное функционирование «направляется» этими неосознаваемыми стремлениями.
Мы сталкиваемся с этой частью нас в моменты, когда мы вдруг говорим то, что не собирались говорить, а иногда мы даже не помним, что это сказали; когда мы раз за разом повторяем одни и те же действия как будто нас кто-то или что-то заставляет; в переживаниях, кажущихся нам чужеродными, когда, казалось бы безобидное слово другого взрывает нас изнутри, нас как будто накрывает волной злости и мы никак не можем ею управлять. Потом, когда отпускает, мы испытываем неловкость, стыд и не понимаем откуда и почему появились у нас эти сильные чувства. То есть наши поступки и решения, на поверхности кажущиеся следствием волевых решений или спонтанными, предопределены влиянием бессознательных психических сил.
Любое наше поведение, даже то, которое мы ощущаем, как спонтанное, наши мысли, переживания предопределяются нашими ранними детскими переживаниями, бессознательными фантазиями, представлениями, событиями, нашим опытом первых отношений с другими людьми, в первую очередь с родителями.
Основа личности закладывается в раннем возрасте, примерно до 5 — 6 лет.
С момента рождения младенец развивается не только телесно, но и психически, проходя последовательные этапы психического развития. И это не просто количественное увеличение, а скорее превращение одной формы в другую и опыт прохождения каждого этапа оставляет свой отпечаток в психике ребёнка: формируются свойственные для каждого этапа защитные механизмы совладения с сильными эмоциями, мыслями, стрессовыми ситуациями; способы построения отношений с другими людьми, а также представления о себе и окружающем мире; закладываются индивидуальные черты характера, стереотипы поведения.
Краеугольным камнем психического развития ребёнка является Эдипов комплекс, открытый З.Фрейдом и названный им так по трагедии Софокла «Царь Эдип».
Суть его состоит в том, что ребёнок начинает испытывать бессознательные влечения выражающиеся в чувстве любви к родителю противоположного с ним пола и двойственные чувства (любовь и ненависть) к родителю одного с ним пола. Проживание этого этапа позволяет ребёнку сформировать представление о себе, о своей половой принадлежности. Именно этот этап является источником способности человека устанавливать любовные и дружеские отношения в дальнейшем и источником формирования совести. Эдипов комплекс составляет и ядро неврозов.
Бывает, что в силу индивидуальный особенностей ребёнка или в силу внешних жизненных обстоятельств, происходит фиксация ребёнка на той или иной стадии. Тогда в дальнейшей жизни, при возникновении эмоциональных трудностей, стрессовых ситуаций, человек регрессирует на более раннюю стадию и применяет те же средства и способы защиты от неприятных чувств и состояний, которые использовались им будучи ребёнком.
Как пример: Младенец, когда ему страшно, плохо, плачет и мама берёт его на руки, прижимает к себе, кормит молоком, утешает. Это помогает ребёнку справиться со страхом, злостью, ощущением одиночества и почувствовать себя в безопасности, защищённым, любимым. В этом возрасте младенец не умеет по-другому справляться с сильными чувствами, ему необходима помощь матери. Сильное волнение, тревога может «заставлять» взрослого повторять те же стратегии, только вместо молока — алкоголь, сладкое, любые другие продукты. Но эти стратегии во взрослой жизни уже не дают такого эффекта как в детстве: облегчения не происходит и трудности сами по себе не разрешаются, а наоборот, появляется ещё и неудовлетворённость собой, обвинение себя в слабости, физические недомогания, конфликты с близкими.
Психоанализ исходит из гипотезы существования некого психического аппарата, как абстрактного конструкта, выполняющего функцию приспособления внутренних потребностей к требованиям внешнего мира, защиты от неприятных чувств, эмоций, мыслей, представлений. Этот психический аппарат имеет структуру: ИД (или Оно в зависимости от языка перевода), ЭГО (Я), СУПЕР-ЭГО (Сверх-Я); и каждая структура имеет свои специфические функции.
Структура ИД (ID) состоит из вытесненных и невытесненных примитивных инстинктивных желаний, сексуальных и агрессивных влечений, функционирует в форме рефлексов, постоянной сменой напряжения и расслабления и является полностью бессознательной. ИД как бы с одного края «связано» к телом, поэтому в моменты волнения или страдания мы не просто чувствуем, но нередко ощущаем и телесные проявления, например, боль в животе или в желудке, или в сердце, когда мы волнуемся или переживаем. В этой бессознательной структуре не действует логика и время. ИД не знает ни ценностей, ни добра, ни зла, ни морали — здесь действует принцип удовольствия, то есть желание немедленного избавления от возникшего напряжения. Это напоминает пружину — если приложить внешнее давление (событие, импульс, желание), то можно пружину сжать (внутреннее напряжение), но при любой возможности пружина будет стремится вернуться в исходное состояние покоя (разрядка).
ЭГО (EGO) — это наше мышление, восприятие себя и других, внимание; это доступ к нашей двигательной сфере и способность преобразовывать наши мысли, намерения и желания в действия и поступки; это наши органы чувств; это связь с внешним и нашим внутренним миром. Какие-то психические процессы ЭГО осознаются нами, а какие-то — являются бессознательными. Здесь действуют принцип реальности и законы логики; здесь есть время и оно делится на прошлое, настоящее и будущее.
СУПЕР-ЭГО (SUPEREGO) «содержит» авторитет родителей, их силу, строгость, склонность надзирать, наказывать, как будто «родители» появились внутри нас и нередко «внутренние родители» оказываются более строгими, чем это можно было бы ожидать от реальных родителей. Эти представления и убеждения и формируют нашу совесть. Здесь также «содержится» ЭГО-идеал, то есть наше представление о себе идеальном, вызывающем только самоуважение, восхищение и любовь. Всё это «содержание» уже становится неотъемлемой частью нас, проводником нашей морали. Нередко, когда мы не удовлетворены собой, когда нам «кажется» что наши поступки не соответствуют совести и идеалам, то наше самообвинение, самокритика порой намного болезненней, чем могла бы быть критика других людей. Работа СУПЕР-ЭГО в какой-то части бессознательна, а какие-то психические процессы осознаются нами.
С момента рождения мы пытаемся сохранить наше душевное равновесие, которое постоянно нарушается из-за воздействия внутренних раздражителей — нашими бессознательными влечениями «требующими» немедленного исполнения, и внешних раздражителей -требованиями со стороны окружающего нас мира. Внутренние и внешние раздражители чаще всего являются несовместимыми между собой и так возникает внутренний конфликт. Чтобы справиться с внутренними конфликтами мы, начиная с момента появления на этот свет, «формируем» свойственные только каждому из нас психические защиты. Психические защиты помогают нам приспосабливаться как к внешним так и к внутренним требованиям и находить баланс между исполнением потребностей влечений, требованиями внешнего мира и нашими моральными нормами.
Если ЭГО в целях самосохранения и безопасности «отклоняет» удовлетворение влечений, то мы ощущаем страдание, переживаем сильные неприятные чувства. Если ЭГО «пропускает» удовлетворение влечений, хотя, и преобразуя их до приемлемого для внешнего мира вида, то мы можем испытывать недовольство собой, стыд, самообвинение, так как такой «пропуск» может быть несовместимым для нашей совести и идеалов СУПЕР-ЭГО.
С раннего детства человек вырабатывает модель построения отношений с другими людьми, с учетом своих личных особенностей, семейных и культурных традиций. Иногда случается так, что эта модель из детства продолжает действовать и во взрослой жизни, не делая различий ни на возраст человека, ни на изменения внешних обстоятельств.
Отношения, построенные на конфликтных моделях из нашего прошлого часто бывают болезненными и разрушительными.
Они могут переноситься на других людей, в том числе и на психоаналитика, хотя мы и не осознаём этого. Перенос прежних конфликтных взаимоотношений и фантазий из прошлого в психоаналитический кабинет позволяет их «увидеть», пережить и переосмыслить, а «увидев», изменить и научиться строить отношения по более эффективной модели.
Сейчас эти фундаментальные положения психоанализа не вызывают столь мощного отторжения, как в начале, когда они были только сформулированы З.Фрейдом. За почти столетнее существование эти положения психоанализа получили многочисленные эмпирические подтверждения.
Концепции бессознательного, переноса, механизмы защит, амбивалентность аффектов и мотивов, зарождения в детстве многих личностных и социальным проблем и другие фундаментальные положения психоанализа «дали пищу», используются и поддерживаются практически всеми другими видами психотерапии.
Такой, казалось бы, трудоемкий и дорогостоящий метод психотерапии остаётся востребованным, продолжает развиваться и адаптироваться к современным социальным и экономическим условиям. Психоанализ, опирающийся на выявление бессознательных представлений, желаний, конфликтов на основе анализа свободных ассоциаций, сновидений, бессознательных действий, анализа повторений наших реакций, поведения позволяет сделать доступной для понимания и исследования бессознательное содержание нашей психики, «отвечающее» за наш душевный дискомфорт и страдание. И это помогает не только освободиться от беспокоящих симптомов и проблем, но и научиться понимать скрытые мотивы своих поступков, осознавать связь между своим прошлым и настоящим, по-новому смотреть на любые сложные ситуации и успешно справляться с ними в будущем.