Слова «психоанализ», «психоаналитик» стали часто употребляться в нашей речи. В тоже время, если у любого встречного человека спросить: «Чем отличается психолог от психоаналитика?» — скорее всего в ответ будет удивление: «Разве это не одно и то же?».
Не малую роль в эту сумятицу внесли некачественные переводы зарубежных фильмов, когда любого психолога, психотерапевта переводчик называл психоаналитиком.Постарались и «продвинутые» специалисты-психологи, которые после посещения одного-двух семинаров по психоанализу или прочтения нескольких работ З.Фрейда, смело называют себя психоаналитиками.
Бывает ещё круче — «раз я анализирую психологическую проблему клиента, значит я психоаналитик». И такое встречается! Как не ошибиться и быть уверенным, что под маской «психоаналитик» действительно психоаналитик?
Чтобы стать специалистом в любой области, необходимо удовлетворять определенным профессиональным требованиям, установленным к этой специальности. Для психоаналитиков эти требования были определены еще основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, а в последствии были закреплены профессиональными сообществами в своих уставных документах, например, Международной Психоаналитической Ассоциацией (IPA/МПА), созданной родоначальниками психоанализа еще в начале XX века; Европейской Конфедерацией Психоаналитической Психотерапии. Что же это за требования?
Психоанализ, созданный Зигмундом Фрейдом более ста лет назад, как терапевтический метод, был разработан для диагностики и лечения истерии. Со времен Фрейда психоанализ развивался, адаптировался к условиям современной жизни и дополнялся новыми концепциями и школами.
Сейчас современная психоаналитическая терапия имеет более широкий диапазон применения и эффективна также при других психологических проблемах, в том числе неврозах характера, личностных расстройствах. Поэтому, естественно, что теоретическая подготовка включает в себя не только изучение работ З. Фрейда, но и работ иных школ и направлений современного психоанализа и психоаналитической терапии.
В Восточно-Европейском институте психоанализа, например, это занимает не менее трёх лет обучения (второе высшее образование), при условии, что уже имеется первое высшее образование в университете (как минимум, степень бакалавра) или эквивалентного ему образования, как правило, в области гуманитарных наук.
Кроме того, получением диплома об образовании обучение психоанализу не заканчивается и психоаналитик на протяжении всей своей практики продолжает обучение, участвуя в клинических семинарах, обучающих программах, научных конференциях и т.д.
Ещё в лекциях «По введению в психоанализ» З. Фрейд писал, что преподавание психоанализа и обучение ему вызывает много сложностей, поэтому психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при изучении своей личности, что дает возможность убедиться в реальности процессов, описываемых в психоанализе, и в правильности их понимания. Как правило, на это уходит, как минимум, три года.
Супервизия — буквально надзор, наблюдение, помощь и сопровождение практики более опытным психоаналитиком; а также сфокусированный взгляд двух и более психоаналитиков на возникшие трудности в терапии. Это занимает как минимум четыре — пять лет, при этом, психоаналитики, как правило, продолжают супервизирование кейсов на протяжении всей своей практики.
В среднем, становление психоаналитика, как специалиста, проходит в пределах как минимум 7 — 8 лет.
Если подытожить, то, психолог — психоаналитик это дипломированный специалист, работающий в психоаналитической модальности, обучившийся не только теоретическим знаниям, но и практическим навыкам психоанализа, прошедший свой личный анализ и как правило, являющийся членом и прошедший сертификацию (проверка успешности приобретенных теоретических знаний, практических навыков, имеющего установленное сообществом минимальное количество часов своего анализа и часов супервизий) соответствующего психоаналитического сообщества, повышающий свой профессиональный уровень и соблюдающий этические нормы профессионального сообщества, например, Этического Кодекса и профессиональной практики ЕКПП.